Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Историческая справка

Историческая справка

«Дом Н.В.Чайковского» находится в исторической Литейной части Санкт-Петербурга на угловом участке улиц Басковой и Бассейной (современное название улиц – Короленко и Некрасова).

Улицы Баскова и Бассейная – одни из старейших улиц Литейной части.

Баскова улица образовалась в 1821 г. и получила свое название в честь землевладельца – купца Баскова. Современное название дано улице 31 декабря 1921 г. в честь писателя В.Г.Короленко.

Бассейную улицу можно увидеть на плане 1725 г., правда, без названия. С 1739 г. – Бассейная: застройка велась в направлении от Литейного проспекта к Лиговским бассейнам, питавшим фонтаны Летнего сада водой. 6 декабря 1918 г. улице присвоено имя Н.А.Некрасова, который 20 лет проживал в доме № 2/36 на углу Бассейной ул. и Литейного проспекта.

В сер. Х1Х в. на угловом участке земли при пересечении улиц Басковой и Бассейной под номером 2/4 стоял дом, принадлежавший мекленбургскому подданному, портному Адольфу Доссе (ранее дом И.В.Лаврентьева). Этот дом вместе с окружающими его постройками запечатлен на известных акварельных рисунках Ф.Ф.Баганца. Федор Федорович (Фридрих Генрих) Баганц – художник-акварелист, создавший в 1858-1860-х по заказу графа С.П.Апраксина серию из 28 городских пейзажей, изображающих, в основном, обывательские районы Санкт-Петербурга, в основном, Литейной части. Альбом Апраксина – памятник культуры середины Х1Х века. Благодаря этому альбому до нас дошли рисунки не только талантливого художника, но и запечатленная история с редкими видами Петербурга. Он подробно изобразил интересующий нас участок на пересечении Бассейной и Басковой улиц, а также участок Бассейной улицы напротив Басковой ул. на месте которого существуют современные дома №№ 3 и 5 по ул. Некрасова. На интересующем нас рисунке Федора Баганца изображен 2-х этажный оштукатуренный дом № 4/2 на углу Бассейной и Басковой улиц с характерной окружающей застройкой, сложившейся в первой половине Х1Х века в период господства строгих норм классицизма. Таким и запечатлел его художник в начале 1860-х годов.

house

Худождик-акварелист Ф.Ф. Баганц, 1860-е гг. Место, где сейчас пересекаются улицы Некрасова и Короленко

house2

Художник-акварелист Ф.Ф. Баганц, 1860-е гг. Место, где сейчас пересекаются улицы Некрасова и Короленко

house3

Художник-акварелист Ф.Ф. Баганц, 1860-е гг. Вид на улицу Некрасова

Следующий владелец – капитан первого ранга Н.В.Чайковский – решил создать на участке вместо двухэтажного пятиэтажный дом.

На рубеже веков оформление доходных домов все больше тяготело к насыщенности и измельченности декора, зачастую сочетавшего элементы разных исторических стилей. Причем это касалось как экстерьера зданий, так и оформления интерьеров. При доминирующем на этом этапе в архитектуре стиле модерн, одновременно возводятся здания в уже отвергнутых эстетикой общества стилях. Это, конечно, прежде всего относится к эклектике. Стилевое многообразие становится закономерностью на каждом этапе градостроительного облика Петербурга. Стилистически новый дом на пересечении улиц Бассейной и Басковой относится к постройкам эклектики с явным влиянием ренессанса и барокко.

Проект постройки дома на участке № 2/4 по Басковой (Короленко) улице был составлен гражданским инженером М.Капелинским и подписан 29 марта 1903 г.

Здесь уместно сказать несколько слов об архитекторе, по проекту которого было возведено угловое здание. Максим Юрьевич Кац-Капелинский (1874 – после 1928) гражданский инженер-архитектор, закончивший в 1896 г. Институт гражданских инженеров в Петербурге. Не смотря на то, что на его счету насчитывается около 20 построек, причем не на окраинах города, а в самом его центре (Английская наб., Галерная ул., ул. Маяковского и проч.), ни в одном из современных справочников об архитекторах (за исключением справочника под общей редакцией Б.М.Кирикова) его имя не упоминается. Его архитектурное наследие не исследовано, не известны дата и причина его смерти. Из немногочисленных сведений удалось выявить, что Максим Юрьевич был совладельцем кожевенного завода «Аринштейн и Капелинский» и, как следует из справочника «Весь Петербург» за 1913 год, проживал в доме № 2 по Клинскому проспекту. При проектировании М.Капелинским дома для Н.В.Чайковского, архитектор стремился создать постройку, современную эпохе модерна, но при этом использовал арсенал привычных приемов эпохи эклектики. Вот, что пишет о доме по ул. Короленко,2 исследователь архитектуры Петербурга А.Бурдяло: «Интересна своего рода примерка ренессансного и барочного наряда на главные фасады дома на углу Бассейной и Басковой улиц, 4/2, принадлежащего капитану первого ранга Н.В.Чайковскому. В 1903 году гражданский инженер М.Ю.Капелинский произвел на месте неуклюжего особняка, оформленного с претензиями на «стиль неогрек», «постройку пятиэтажного на нежилом подвале каменного лицевого дома». Уже в процессе строительных работ автор изменил проект, дополнив конструкцию мансардным этажом и тремя эркерами, один из которых, цилиндрической формы, располагался на срезе угла. В соответствие новым конструктивным элементам, обогатившим композицию здания, был приведен и декор. Первоначально он был решен в сдержанных формах итальянского и немецкого Ренессанса. Дом украшали шатровые башенки над ризалитами, утолщенные пилястры между сдвоенными окнами, геометрически четкие сплющенные волюты сандриков. В осуществленном варианте преобладают, безусловно, барочные формы: грушевидная главка над угловым эркером с овальными люкарнами и флюгером, фигурные аттики с пилястрами, рокайльные картуши между консолями, высокие сандрики в виде сдвоенных волют на кронштейнах, рустованные до энтазиса коринфские пилястры. Распределение декора на фасадах имело целью зрительное разделение ярусов и этажей здания, а также акцентировку наиболее просторных жилых помещений бельэтажа».

Автор настоящей записки не во всем согласен с приведенным в цитате описанием архитектурного решения фасадов дома, так как улавливает некую пренебрежительность в оценке как первоначальной постройки, так и существующего на сегодняшний день здания.

Хотелось бы отметить такие важные новшества, которые архитектор включил в свой проект. Композиция углового многоэтажного дома, один из фасадов которого выходил на достаточно узкую улицу (ул. Короленко) была дополнена устройством витрин, занимавших два нижних этажа. Дополненные укрупненными функциональными эркерами фасады получили пластическую объемность, трехмерность. Массивные многоэтажные эркеры объединяли дробно расчлененную плоскость фасадов и, по определению Б.М.Кирикова, «…в этом случае они служили «ордером» эклектической архитектуры».

Сохранились два металлических кронштейна козырька из черного металла над входом в здание со стороны улицы Короленко. На сегодняшний день они находятся в неудовлетворительном техническом состоянии: отсутствует окрытие козырька-зонтика, деформированы кронштейны, наблюдается коррозия металла, а также утрата некоторых элементов и звеньев козырька. Но сохранившиеся кронштейны вполне пригодны для проведения реставрационных работ, так как архитектурный художественный рисунок достаточно типичен для металодекора рубежа Х1Х-ХХ веков. Утраченные элементы восполняются или по зеркальным сохранившимся фрагментам, или по имеющимся аналогам. Козырек дома 2/4 по ул. Короленко выполнен в технике ручной ковки, которая дает возможность придавать изделию воздушность, а также формы, которые недоступны литью. Дом № 2/4 по ул. Короленко формирует и уличное, и квартальное архитектурное пространство. Система высотных доминант Петербурга сложилась еще в ХУШ веке, но строительный бум конца Х1Х – начала ХХ веков вызвал повышение этажности зданий. В качестве частичной компенсации в конце Х1Х века возник архитектурный прием усложнения силуэта рядовой застройки: на жилых домах появляются угловые башенки, зачастую с флюгерами (как в нашем случае). Крупный ритм выступающих объемов, наличие художественного выступающего от плоскости стен металлодекора графично читается в перспективе двух улиц, внося живописные черты в регулярную городскую среду.

Интерьеры – наиболее уязвимая составляющая архитектурного памятника, которая первой принимает на себя все перипетии исторической действительности. В петербургском зодчестве искусство интерьера приобретает самостоятельное звучание. Дом по ул. Короленко, 2/4, к счастью, избежал участи приспособления помещений под коммунальные квартиры. Может быть, именно это способствовало сохранению авторской планировки помещений и комплексной отделки в стилистике эпохи эклектики. Все, что в отделке этого дома представляет художественный интерес, взято под охрану КГИОП и составлена Опись предметов декоративно-художественного убранства всех помещений.

Смена вкусовых предпочтений в оформлении залов достигается чисто декоративными средствами. Именно декор периода эклектики несет основную семантическую смысловую нагрузку, олицетворяя богатство и представительность. Убранство помещений довольно типично для доходных домов конца Х1Х - начала ХХ веков. Лепные падуги потолков и розетки, рельефная скульптурная пластика, позолота лепного декора, щитовые паркеты, угловые 2-х ярусные печи. Планировка фасадных помещений анфиладная. Оконные заполнения деревянные. Дверные заполнения также деревянные филенчатые. Все это вместе взятое демонстрирует олицетворение богатства и представительности владельца. Эклектическая стилистика играет роль декорума, наделяя интерьеры дома Н.Чайковского узнаваемыми атрибутами исторических стилей.

На парадной лестнице сохранились фрагменты двух витражей, выполненных в имитационной технике, распространенной в оформлении доходных домов рубежа веков.

Техническое состояние интерьеров с архитектурно-художественной отделкой в уровне 5-го этажа ввиду протечек неудовлетворительное. Повсеместно в местах протечек наблюдается деструкция штукатурки с частичной ее утратой, утраты элементов лепного декора (в том числе позолоченного), шелушение окрасочных слоев, набухание оконных деревянных заполнений, трещины.

В настоящее время дом сохранил свой облик на 1903 г.

В начале ХХ века (1907-1912) ряд помещений в доме арендовал книжный магазин «Доброе дело», владельцем которого являлся граф Лев Львович Толстой. В это время здесь находилось Правление акционерного общества «Океан», фотография Н.Чеснокова и другие организации. В 1919 г. в доме размещалась Аптечная комиссия.

С конца октября 1919 г. по 1924 г. в здании находился Государственный институт музыкального просвещения (ГИМП) Музыкального отдела Наркомпроса, а с сентября 1924 г. по сентябрь 1927 г. – Ленинградский государственный техникум музыкального просвещения, переименованный в 1927 г. в 3-ий музыкальный техникум, в 1930 г. – во 2-ой музыкальный техникум, а в 1932 г. – в Ленинградский музыкальный радиотехникум Всесоюзного комитета радиовещания при СНК СССР.

В 1923 г. в доме размещалась также контора и редакция журнала «Музыка и театр» и Передвижной театр «Мастерская».

В 1935 г. в справочниках по данному адресу значатся Курсы музыкального образования при Ленинградской государственной консерватории и Музыкальная школа при техникуме консерватории. С 1936 по 1945 гг. здесь помещалось Ленинградское музыкальное училище при консерватории. В 1937 г. там же размещалась школа танцев «Дансинг-холл», где обучали западноевропейским танцам.

В 1945 г. Музыкальное училище получило помещение в Матвеевом переулке, а занимаемое прежде помещение на ул.Некрасова перешло Музыкальной школе им. Н.А.Римского-Корсакова и вновь организованной Детской музыкальной школе Дзержинского района, начавшей свою работу 15 сентября 1945 г. и существующей в доме до настоящего времени. Дзержинский район сегодня является составной частью Центрального района города.

В июне 1992 г. школа была реорганизована в Детскую школу искусств, что позволило открыть еще одно отделение – театральное.

Сегодня название этого учреждения культуры полностью звучит: СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Сергея Васильевича Рахманинова».

Нельзя не отметить, что творческая жизнь школы проходит одновременно с реставрационными работами. Реставрация помещений началась еще в 1989 году, но школа очень планомерно, сообразуясь со своими возможностями, и сегодня продолжает работы, обеспечивающие хорошее техническое состояние здания. Выполняются не только реставрационные работы по помещениям с ценной отделкой, но ремонтируются инженерные сети, крыша, кровля и все необходимые для жизнеобеспечения здания-памятника составляющие.